Расчеты по социальному страхованию
Система соцстрахования введена для финансовой защиты граждан от негативных последствий в период его нетрудоспособности. На этот период человек утрачивает возможность трудиться и, как следствие, лишается заработка. Для нейтрализации риска неплатёжеспособности физлиц действует система, которая подразумевает ежемесячные отчисления с доходов трудящихся страховых взносов. При наступлении страхового события средства выдаются заболевшему работнику в виде пособия. На работодателей же возлагается обязанность организовать учёт расчётов по соцстрахованию и обеспечению.
Социальные гарантии
Нормативное регулирование операций в области соцстрахования осуществляется такими законодательными актами, как:
- ФЗ - № 125 от 24 июля 1998 г;
- ФЗ - № 255 от 2006 г.;
- НК РФ.
Размер страхового тарифа для произведения отчислений с доходов трудящихся равен 2,9%. Иногда применяются повышенные или пониженные коэффициенты, что допускается налоговым кодексом.
С 2018 года работодатели должны ориентироваться в отношении страховых взносов на верхний лимит заработка, накопленного с начала года. Максимальный предел облагаемого взносами заработка равен 815 000 рублей. Ограничение ежегодно утверждается постановлением правительства; на 2018 год данная норма регламентирована ПП № 1378 от 2017 г.
После того, как будет достигнут максимальный показатель дохода, учёт расчётов по соцстрахованию подразумевает прекращение операций по начислению взносов до конца отчётного периода. Отчисления в пользу соцстрахования возобновляются в следующем году.
Система соцгарантий предусматривает перечисление на счёт ФСС страховых взносов и возмещение из его ресурсов издержек, связанных с:
- оплатой листов нетрудоспособности;
- приобретением санаторно-курортных путёвок;
- возмещением реабилитации и стоимости проезда до санатория.
Если учёт расчётов с ФСС организован правильно, то ситуации с выявившимися переплатами можно нейтрализовать путём заявки работодателя на возвращение или зачёт излишних средств в счёт будущих платежей.
Отчисления в пользу ФСС страховых взносов рассчитываются путём умножения дохода трудящегося на ставку взносов. Оказавшаяся на счету сумма распределяется на социальные пособия, оплаченные из средств работодателя, остаток же подлежит переводу платёжным поручением.
Бухгалтерский учёт расходов с ФСС
Российские предприниматели должны вести учёт расчётов с органами соцстрахования, основываясь на положениях Приказа № 94 от 31.10.2000 г., которым утверждён актуальный План счетов РФ. Систематизация операций, проводимых с ФСС, выполняется на 69 счёте. Для выделения проводок по соцстрахованию на случай нетрудоспособности вводится субсчёт 69.1.
Для 69-го счёта характерны дебетовые обороты сумм платежей, осуществляемых предпринимателем или юрлицом. Кредитовые записи сигнализируют о наличии в отчётном периоде операций по возвращению средств от ФСС. Учёт расчётов по государственному соцстрахованию осуществляется через следующие типовые корреспонденции:
- Начисление пособия, право на которое возникло у трудящегося в связи с предоставлением больничного листа по беременности и родам или с болезнью, а также при отпуске по уходу за малолетним ребёнком (проводка Дт 69.1 – Кт 70).
- Перечисления страховых сумм фиксируются между дебетом 69.1 и кредитом 51.
- Произведённые выплаты пособий за счёт ФСС в пользу наёмного персонала обозначаются через дебет 70, а кредитовый оборот - по счёту 51.
- Начисленные взносы в пользу ФСС приходят на дебет под номерами 20, 23, 26, 25, 44, 29 счёта или 91.2, а также на кредит 69.1.
- При выдаче работнику возмещения наличными средствами выполняется проводка Дт 69 – Кт 50.
- Штрафы и пени начисляются между дебетом 69 и кредитом 99.
- Возврат переплаты показывается посредством дебетового оборота по счёту 51 и кредитовой проводки по счёту 69.1.
Функции по мониторингу расчётов в области соцстрахования переданы налоговым органам, однако ФСС сохранил полномочия по контролю обоснования соцплатежей в пользу наёмных работников. Сотрудники фонда отвечают за корректность расчёта пособий, принимают решение о безосновательности или, напротив, необходимости операций по возврату издержек работодателю. Правильное ведение оперативного учёта работодателями помогает снизить риски ошибок в отчётной документации по страховым отчислениям и даёт возможность быстро выравнивать дебетовые и кредитовые сальдо во взаиморасчётах с ФСС.